Байки облака
О технологиях

Байки облака

2974
7 минут

Сразу предупрежу – это не те байки, где крысу разорвало в хлам. Просто разные мелкие истории о том, «как люди делают», которые могут быть полезны администраторам. А могут и не быть. У нас много довольно крупных заказчиков, и у них, соответственно, компетентные админы. По опыту скажу: часто опытнее там, где есть строгие ограничения по бюджету.

У нас есть заказчик, который перепродаёт наше облако (как оказалось), есть управление выпеканием хлеба из облака, есть даже развёрнутый CTF для обучения хакеров. Но давайте начнём с переездов, в том числе тех, которые возникли из-за перекопанных экскаваторами дорог Москвы. 

Самая высокая скорость передачи данных

Переезд из дата-центра в регионе в наше облако. Поскольку данных много, заказчик решил просто погрузить диски в обычный грузовик. Поскольку с грузовиком срослось не всё как надо, повёз он в результате в купе в поезде. Я прямо представляю: выкупил всё купе, заставил коробками с железом, заперся и параноил. В результате поставил наш рекорд по скорости передачи данных как в старом анекдоте про фуру с болванками.

Массовые переезды

Когда Москву начали перекапывать, к нам пошла целая волна запросов на переезды. У кого-то кабель питания перерубили, и пока его починят, люди заехали в облако (благо мы мигрируем быстро по гарантийке до договора). Присмотрелись, остались, потихоньку переносят приложения из своей серверной к нам по мере снятия железа с гарантии.

Самая интересная история была с одной маленькой серверной в Химках. Там финансовый директор не давал денег на модернизацию в принципе, они эксплуатировали железо циклами по 5-6 лет.

Логичное следствие такого подхода – в конце цикла всё дышало на ладан, и были проблемы даже с дисками под боевую базу данных. Каждую неделю у них что-то вылетало, они рассматривали наименее критичные приложения и резали их. В итоге раскопки экскаваторами Химок дали админам редкий шанс всё же согласовать переезд в облако.  

Похожая история была на реконструкции Калужского шоссе, но там компания переезжала сразу офисом под это дело, и решили не делать серверный узел в новом месте, а перейти сразу к нам в дата-центр.

Срочный переезд

Если очень срочно нужно переехать, можно просто привезти физическую СХД. Истории такие есть, и не без курьезов. Админ заказчика нам отдал железо, говорит, перезаливайте. «А что там?», - спрашиваем мы. «Всякие важные документы», - отвечает он.  Начали таскать файлы – админ просто читает их названия и сползает по стене от смеха. На файлшаре с важными документами, которых, собственно, почти 9 Тб насобиралось, лежит сериал «Доктор Хаус». Естественно, потом почистили, что в спешке заказчик не удалил.

Забытая флешка

Развернули новую среду после переезда по плану. Поднимаем приложения с админами заказчика, и тут один хлопает себя по лбу. Говорит – «флешку забыли». Ну забыли и забыли, потом привезёте. Делов-то. Оказывается, это не просто флешка, а ключ авторизации для бизнес-критичного приложения. Пришлось ночью метнуться в старый ЦОД, найти там в одном из серверов флешку, вырвать ее и приехать к нам. Вставили в стандартный USB-хаб для облака, презентовали виртуальной машине как воткнутую в физический порт, всё поднялось.

Монитор в облаке

Звонок: у вас есть монитор в облаке? Мы – ЧТО? Заказчик – ну, я тут сервер везу, на нём удалённый доступ не настроен. Нужен монитор в облаке. Как потом оказалось, они купили новый компьютер десктопный (геймерского уровня примерно) и развернули сервисы на нём. По конфигурации – действительно почти как сервер, набили они его памятью почти до предела. Вот его и привезли в облако, воткнули в вилан со своими виртуальными машинами и оставили. Когда он самортизируется – избавятся, а пока он просто неуклюже стоит в стойке и соревнуется с серверами в скорости. Монитор у нас был, поэтому настроили просто.

Автоскейлинг

У одного из крупных розничных заказчиков есть автоскейлинг – то есть потребление ресурсов по мере их необходимости. У них есть система мониторинга Zabbix, в ней настроены триггеры на загрузку каждого сервиса. Допустим, веб-ноды. Когда load average доходит до 0,8, Zabbix дёргает внешним скриптом Terraform, и через API создается новая виртуальная машина. Она провиженится c помощью Ansible, стягиваются пакеты, ставится релиз. Балансировщик её получает и обновляет конфиг. На развёртывание уходит 5-10 минут. Когда суммарная нагрузка падает до определенного уровня, именно эта нода удаляется.

База данных у них сконфигурирована как master-master, поэтому тоже легко масштабируется.
Производительность дисков у нас, кстати, вообще штатно скейлится одним запросом к API, они и ряд других клиентов активно пользуются.

В итоге вроде костыль, а красивый. Экономии примерно 25-30% при полной готовности к пикам.

Автоскейлинг для легаси

Государственная компания сделала другой скейлинг. У них архитектура с legacy (читай – кое-что работает на Фортране, кое-что на полуоси, кое-где надо для совместимости запускать старый гипервизор в новом гипервизоре). Они не могут скейлиться по машинам горизонтально. Зато они отключают свои ВМ по ночам и перезапускают их с лёгким типом ресурсов. Днём самые мощные машины облака, в 12 ночи они частично останавливаются, и вместо них пускаются такие же, но куда более дешёвые, с медленным доступом к дискам и с другими квотами на ядра. Это шедулится на базе Exapark — наша система, которая висит извне. В 6-7 утра всё повторяется в обратном порядке. Этот функционал доступен всем заказчикам облака, но именно здесь админы прямо точно знали, что хотят и как. В результате получается неплохая экономия, так как оплата за облачные ресурсы почасовая.

Необычный тип доступа

У нас есть AWS-совместимое объектное хранилище. Как правило, его используют, как обычно используют S3. Но один из заказчиков применяет напрямую через мобильное приложение без промежуточных перебросок. Приложение на iOS и Android, через него работают тысячи мерчендайзеров. Они выгружают туда все фотографии и отчёты. Прямо с мобилок в объектное хранилище. Приложения, кстати, написаны с использованием AWS SDK, только эндпоинты другие.

Дёргаем рубильник через месяц

Есть компания, которая покупает готовые погибнуть бизнесы и продлевает им жизнь. Была одна французская компания, которая из-за санкций собралась уходить из России. Наши заказчики перекупили бизнес. Вся инфраструктура французов была в Москве в обычном офисе, плотно набитая серверная стойка. За месяц надо было перевести в облако всё сразу. Если не успеть – просто рубанут свет и всё. А там отгрузки со складов, машины ждут. И ещё некоторые вещи нельзя было проверить, пока старую инфраструктуру не выключишь полностью. Естественно, первого числа оставаться без отгрузок не хотелось, поэтому мы договорились с админами, что за воскресенье до конца месяца они гасят офисный серверный узел, мы смотрим, как разворачивается всё новое. Поднялось. Ещё сложность была в том, что головная компания не давала доступ к нативным средствам переноса базы данных, тоже помучались.

Уходя, гасите ВМ

Один наш заказчик – агрегатор – почти целиком состоит из разработчиков. Они очень быстрые и очень прошаренные. К нам в облако заехали за тестовыми средами в основном. Раньше у них были проблемы с тем, что много разных команд разработки приходили к админу и дёргали: «Дайте ресурсы». Было непонятно, сколько чего стоит - не было бюджетного деления, считалось вручную. Переехали к нам в облако, покрыли всё скриптами автоматизации и разгулялись. У них после первого дня не было ни одного захода в GUI и всего пара заходов в консоль — всё делают в очень автоматизированной инфраструктуре. Их средства автоматизации в любое время могут развернуть всё, что захотят. Теперь головняк у финансистов, просят «уходя, гасить машины». Чтобы после тестов каждый за собой убирал. С учётом, что они пишут свою инфраструктуру полностью как код (IaaC), думаю, ещё и это автоматизируют. Если ещё не сделали.

Похожая картина была у другого разработчика — они использовали наш стандартный функционал проектных учёток. Это отдельные роли для каждой группы админов: там понятно, сколько денег на какой тип активности уходит. Проектная учётка — это роль, через которую можно создавать приватные облака по сути, и в них развёртывать ресурсы. Права и доступы нарезаются как угодно, есть верхние ограничения, есть отдельный билинг.

Весёлое использование

Мы обычно не знаем, как используют наше облако заказчики. Но иногда админы сами рассказывают и показывают. Так у нас блокчейн-нода пилилась, есть CTF от одной компании, занимающейся безопасностью – прямо симулятор корпоративной сети компании, туда надо подключаться и всё ломать. Используют для обучения сотрудников и конечных клиентов. Ещё один заказчик координирует уборку через облако, есть управление выпеканием хлебушка (АСУ ТП), есть медицинский сервис с видеоконсультациями с пациентами (у них очень сложная история с персональными данными, выделенный специально защищённый сегмент). Ещё есть пара заказчиков – одни продают сервис, а вторые пишут первым софт. Из разных стран. И оба стоят рядом в облаке. Ещё одна розничная компания стоит у нас только ради того, чтобы бороться с рейдерами – им раз в месяц отрубали свет на серверном узле. Были запросы типа сервиса для спамеров – «Мы хотим, чтобы располагалось в России. Слать несколько миллионов писем в час. Надо именно в РФ. И софт русский». Последним отказали. Контроллер света одного из офисов (динамическое освещение от погоды и наличия людей в кабинетах) проброшен напрямую в облако, чтобы туда мог подрядчик для обслуживания заходить. Это наш первый IoT в облаке.
12 декабря 2023
KT.Team создала полностью автоматизированную систему маркировки товаров для FM Logistic на базе Облака КРОК
KT.Team разработала для международной логистической корпорации FM Logistic решение, помогающее максимально упростить процесс взаимодействия производителей и продавцов с Государственной информационной системой мониторинга оборота товаров (ГИС МТ). Решение называется “Paradigma” и развернуто на базе Облака КРОК, которое обеспечивает надежную платформу для его функционирования.
0 минут
445
8 декабря 2023
КРОК Облачные сервисы поможет компаниям защитить свою облачную инфраструктуру
КРОК Облачные сервисы совместно с «К2 Кибербезопасность» запустили Cloud Security Services (CSS) – комплекс мер и сервисов по обеспечению защиты ИТ-инфраструктуры клиента в облачных средах. Он позволяет выявлять, приоритизировать и митигировать риски и решать проблемы соответствия требованиям регуляторов по защите ИТ-инфраструктуры.
2 минуты
433
1 декабря 2023
КРОК Облачные сервисы первыми из облачных провайдеров получили сертификат PCI DSS 4.0

КРОК Облачные сервисы стал первым облачным провайдером в России, который получил сертификат соответствия новому стандарту безопасности данных платежных карт PCI DSS 4.0. Эта версия станет обязательной к исполнению с 2025 года вместо стандарта PCI DSS 3.2.1., действующего с 2018 г.  За прошедшее время, угрозы и методы защиты данных ушли далеко вперед. В стандарте PCI DSS 4.0 углублен и расширен базовый уровень операционных и технических требований для повышения безопасности платежей и прописаны инновационные методы для борьбы с новыми угрозами.

2 минуты
606
1 ноября 2023
Незаменимых нет. Сервис на базе Nextcloud вместо привычных корпоративных облаков

Привет, Хабр! Меня зовут Александр Фикс, я менеджер по развитию бизнеса КРОК Облачные сервисы. Сегодня поговорим о тренде локализации, о том, что происходит на рынке файлообменников с уходом западных решений и какие альтернативные продукты есть у бизнеса в данный момент.

1 минута
843
19 июня 2023
Семь трендов на рынке облачных услуг в 2023 году
До 2022 года на рынке облаков в России главенствовали мировые тренды, но сейчас наша страна пошла своим путем. О том, для чего сейчас компании используют облачные технологии и как меняется рынок, рассказал директор по развитию КРОК Облачные сервисы Сергей Зинкевич.
1 минута
2180
scrollup