Честно о DevOps: отвечаем на актуальные вопросы

Сергей Зинкевич
Директор по развитию бизнеса
Содержание:
DevOps – одно из наиболее популярных направлений на рынке ИТ, однако мы часто видим рассинхронизацию в понимании этого термина. Одна компания под DevOps понимает продвинутый уровень системного администрирования серверов на базе Linux и кластеров контейнеризации на базе Kubernetes. А другая – культуру, которая должна принести бизнес-ценность в виде сокращения time to market, стабильности выпуска новых релизов и повышения общего уровня автоматизации в компании.
В чем причина суперпопулярности DevOps?
Что сдерживает развитие DevOps?
Мы провели небольшой опрос среди наших клиентов и узнали, что препятствие для развития DevOps номер один – это проблема найма высококлассных специалистов, способных решать реальные задачи. Спецов очень мало, они обычно дорогие, и компания не всегда может себе позволить нанять этого специалиста, если даже его удалось найти.
Второй момент – это ИТ-структура компании. Люди понимают, что процессы в организации надо перестраивать, но либо нет компетенций, либо нет понимания, как это сделать. Иногда просто нет возможности перекроить процессы в текущих реалиях компании.
И наконец, проблемы связанные с комплаенсом и защитой ИТ. Безопасники признаются, что защита ИТ не всегда успевает за скоростью инноваций в разработке или управлении инфраструктурой. А в крупных организациях – банках, промышленности и т. д., если отдел защиты ИТ чего-то не знает, не понимает или не может быстро погрузиться, то зачастую просто запрещает.
Что может сделать организация, которая хочет реализовать DevOps-культуру, но либо нет кадров и компетенций, либо есть другие ограничения?
Мы видим несколько вариантов.
Первый – пытаться искать кадры, подстраиваться под рынок с точки зрения заработных плат и в конечном итоге нарастить внутренние компетенции. Но, как показывает практика, на это уйдет значительное время, силы и часто большие деньги.
Другой путь – получить DevOps как сервис. Это привлечение внешних команд консультантов, методологов и инженеров. Они помогут выстроить под ключ процессы доставки кода и межкомандного взаимодействия, определить зоны ответственности за каждый микросервис или за продукт в целом; внедрить нужные инструменты и настроить интеграцию – развернуть кластеры Kubernetes, инфраструктурную обвязку и затем эту контейнерную инфраструктуру поддерживать, администрировать и развивать. Самый частый случай использования DevOps на аутсорсинге – когда сервис изначально был развернут на собственных серверах, и вы пытаетесь вывести его в облако и параллельно адаптировать существующие процессы разработки, сборки, развертывания и тестирования под облачную среду. Это очень хорошо сделать аутсорсом, задокументировать. При этом специалисты в компании, которые за этим наблюдают и помогают, одновременно учатся, уже имея документацию «под капотом».
Есть еще один вариант – это микс аутсорсинга и внутренней экспертизы. Здесь потребуется чёткая синхронизация в видении конечного результата. На практике такой сценарий является средней по сложности задачей, необходимо организовать очень плотное взаимодействие команд заказчика и исполнителя, у каждой из них может быть своё видение того, как делать правильно. Но компании часто идут по такому пути, так как это позволяет сохранить компетенции внутри, и одновременно с этим обеспечить высокую скорость работы.
Что будет с DevOps в России через 3 года?
DevOps останется востребованным, но есть нюансы. Раз компании идут в облако, то, вероятно, для них актуальна тема «инфраструктура как код». Сегодня DevOps-специалисты так сильно востребованы, потому что очень мало инструментов для того, чтобы предложить готовый end-to-end процесс. DevOps-ы пишут много автоматизации вручную, чтобы учесть особенности конкретных процессов и решений.
Но уже сейчас есть готовые инструменты для автоматизации развертывания и управления контейнеризированными приложениями. Например, Deckhouse Kubernetes Platform, который позволяет «кликнуть мышкой», и все будет работать, в отличие от Vanilla Kubernetes, где большинство функциональности и автоматизации придется дорабатывать под себя вручную. Deckhouse – коммерческий продукт, и вместе с самой платформой заказчик получает поддержку вендора с гарантиями в рамках SLA, что для многих клиентов особенно ценно.
Со временем таких программных продуктов будет становиться все больше. Будут они дорогими или дешевыми, сейчас сложно сказать. Но то, что они будут упрощать жизнь ИТ командам и помогать выпускать конечные бизнес-приложения быстрее – это факт!
С оригиналом статьи можно ознакомиться на VC.ru