Облачный рынок в 2022 году: ожидания клиентов и реальность
2020 год проверил на прочность всех игроков на рынке.
Самым ярким эпизодом в период пандемии стал переход на удаленную работу компаний и государственных организаций. Многие из них живут в подобном режиме не меньше десяти месяцев. Параллельно с этим ограничения мобильности вызвали резкий спрос на онлайн-сервисы и интернет-магазины. Так, количество онлайн-заказов в сети гипермаркетов «Стокманн» с начала периода самоизоляции выросло в 12 раз, а прирост аудитории сайтов, связанных с обучением и оказанием консультационных услуг, еще в апреле-мае прошлого года составил
Что всех нас ждет в 2021 году? Давать прогнозы — дело неблагодарное, однако уже сейчас заметны тенденции, которые, на наш взгляд, будут оказывать влияние на облачный рынок. В своих оценках мы ориентируемся в первую очередь на запросы клиентов и их ожидания.
ИТ-разработчики задают погоду
Частный случай
Управляй этим
Размещение системы в облаке не равно полному отказу от поддержки инфраструктуры. ИТ-специалистам все равно нужно прикладывать усилия, чтобы настраивать, мигрировать виртуальные машины, мониторить происходящие процессы, поддерживать информационную безопасность. Не всегда для этого есть время и ресурсы. Все чаще подобные задачи передают на аутсорсинг облачному провайдеру в формате Managed service (управляемые сервисы). Для клиента это становится не только способом отказа от рутинных процессов — из-за нехватки квалифицированного персонала (а она к 2024 году, под данным АПКИТ, составит 300 тыс. человек в год), все труднее найти и удержать нужного сотрудника. И чем важнее система для бизнеса, тем сложнее решить эту проблему. Например, одной из самой востребованной категорией технических специалистов сейчас считаются DevOps-инженеры. В среднем поиск одного профессионала может занимать
***
Помимо технологий, компании интересует, насколько качественно и уместно их сможет подобрать провайдер в зависимости от бизнес-задачи. Меняется роль поставщика услуги: из исполнителя запросов он превращается в консультанта, бизнес-партнера. По этой причине при выборе провайдера клиенты ориентируются на его экспертизу и референсы в той же отрасли. Примечательно, что чем дальше, тем сильнее влияние репутации подрядчика. Крупные сбои в работе облачных платформ, некачественная поддержка и тем более неэтичное поведение (например, препятствие миграции в другое облако) становятся быстро известны всему рынку по каналу сарафанного радио. В целом это может говорить как о том, что количество крупных игроков на облачном рынке все же невелико, так и о том, что ценность облачных услуг растет на глазах, и от них нередко зависит то, как будет развиваться бизнес заказчика.