Обучение на расстоянии. Как российские вузы справляются с переходом на дистанционную работу
Мнение экспертов

Обучение на расстоянии. Как российские вузы справляются с переходом на дистанционную работу

1787
4 минуты

Пандемия коронавируса с последующим переводом на удаленку для многих стала настоящим испытанием. Одними из первых с этим вызовом столкнулись образовательные учреждения. О том, как преодолеть психологический барьер и эффективно перейти на дистанционный формат работы, рассказывает директор по развитию КРОК Облачные сервисы Максим Березин

Сегмент e-learning и Edtech в России развивается достаточно быстро, вырастая на 20–25% в год, но в общем мировом объеме это капля в море: вклад российской отрасли на глобальном рынке онлайн-образования составляет не более 1%. Низкая скорость развития дистанционных форм обучения и их непривычность для преподавателей — причины потери результативности образовательных процессов.

Нехватка ресурсов

По данным исследования НИУ ВШЭ в 2019 году, педагогический состав в целом невысоко оценивал степень своей подготовки к удаленной работе — примерно на 3,2 балла из 5. А каждый четвертый из преподавателей вуза за последние три года ни разу не использовал сервисы видео-конференц-связи для участия в образовательных вебинарах или совместных дискуссиях со студентами. Резкий переход к самоизоляции, конечно же, заставил сотрудников вуза «подтянуть» собственные технические навыки работы с различными ИТ-инструментами, но «аукнулся» переносом экзаменационных кампаний.

Психологическая неготовность классических вузов к тотальной удаленке — меньшая из бед. Более серьезную проблему представляет неготовность ИТ-инфраструктуры российских образовательных учреждений. При переходе на удаленный режим работы в разы возрастает нагрузка на оборудование, а запуск нового онлайн-курса легко может стать последней каплей, которая приведет к полному коллапсу.

Примечательно, что даже институты с крепким ИТ-фундаментом почувствовали нехватку ресурсов. Например, Московский институт электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ, несмотря на наличие корпоративного облака, которое используется для научных исследований, столкнулся с перебоями в работе информационных систем. Вуз организовал перевод на удаленную работу всех своих подразделений и параллельно создал «виртуального двойника» для каждой учебной аудитории, чтобы студенты получили возможность «посещать» такую аудиторию, пользоваться системами видео-конференц-связи для взаимодействия с преподавателем и общения друг с другом. Специфика образовательного процесса в МИЭМ НИУ ВШЭ такова, что студенты не просто слушают лекции и принимают участие в семинарах, большую роль играют практические исследования и разработки. Учащиеся параллельно работают над решением задач, которые ставят индустриальные партнеры вуза, ведущие российские и мировые ИТ-компании. В этих задачах используются средства разработки и тестирования, которые необходимо вывести в облако и виртуализировать. Однако распространение удаленных занятий на все учебные потоки на фоне уже запущенных научно-исследовательских проектов привело к резкому снижению производительности частного облака МИЭМ. Его ресурсов перестало хватать для всех 2000 студентов, 30 лабораторий, 200 индустриальных проектов.

Чтобы сохранить качественный уровень образования и интенсивность учебного процесса, свести к минимуму технические сложности и задачи по адаптации студентов и преподавателей к новым условиям, вуз подключил публичное облако одного из российских провайдеров. На тот момент это было единственно возможным вариантом. Для сравнения: покупка нужного оборудования без учета внутренних согласований в вузах занимает минимум три-четыре недели. А доступ к облачным ресурсам сокращает срок до недели максимум.

Сейчас МИЭМ НИУ ВШЭ использует для дистанционной работы платформу Jitsi Meet, размещенную в облаке КРОК, — решение с открытым исходным кодом, поддерживающее шифрование и видеозвонки. Оно позволяет проводить занятия и совещания онлайн, передавать экран и отдельные программы, общаться в чате. Любой студент или преподаватель может зайти в виртуальную аудиторию или собрать участников новой видеоконференции. Все учебные занятия автоматически записываются, чат и информация о посещении занятий попадает в цифровой след студента и преподавателя.

Проектная работа студентов МИЭМ НИУ ВШЭ также автоматизирована: на сайте вуза расположен «Кабинет проектной работы». В нем отображается подробная информация и прогресс по каждому проекту. Данные по задачам и часам автоматически поступают из трекера Trello и репозитория Git. Руководители проекта и проектный офис вуза используют эту информацию для мониторинга работ. В этом же «Кабинете проектной работы» ведется прием студентов для участия в текущих проектах.

Зарубежный опыт

Картина с российским образованием в эпоху коронавируса мало чем отличается от ситуации на Западе или в Китае. Карантинный режим обострил потребность вузов в вычислительных ресурсах и подтолкнул к более активному использованию облаков. Первым в этом процессе стал Китай. Из-за пандемии нужно было срочно наладить удаленную работу для 180 млн учащихся по всей стране. Для этого государство подключило крупнейших облачных провайдеров (Baidu, Alibaba), телеком-операторов и разработчиков сервисов коллективной работы и видео-конференц-связи типа DingTalk. С помощью этого SaaS-приложения Чжэцзянский университет всего за две недели перестроил работу и начал проводить для своих студентов более 5000 курсов онлайн. По тому же пути пошли многие другие вузы и колледжи по всему миру. Например, Австралийский университет Мердока стал использовать облачную платформу для дистанционного обучения 23 000 студентов, а руководство Северо-Восточного университета в Бостоне запустило проект, цель которого — высокопроизводительные вычисления на основе облака для инженерных и научно-исследовательских задач.


***

Когда самоизоляция уйдет в прошлое, вузы вернутся к обычной жизни с офлайн-занятиями, живыми дискуссиями и общением без посредников в виде ИТ-сервисов. Но есть предположение, что вынесенные из сложившейся ситуации уроки не останутся забытыми. Вероятно, даже те образовательные учреждения, которые на развитие технологической базы обращали внимание по минимуму, отнесут ИТ к приоритетным направлениям развития. И дело здесь не только в возможности повторения пандемии. Весь мир последовательно движется к онлайн-обучению. В России его тормозило множество факторов — от нехватки финансирования новых ИТ-систем до простого нежелания вузов развивать дистанционные направления. 

Резкая встряска в марте-апреле 2020 года показала, что переход в онлайн не так страшен. Его можно достаточно быстро осуществить с помощью облачных технологий и ряда прикладных сервисов — как самостоятельно разработанных, как в МИЭМ НИУ ВШЭ, так и популярных типа Zoom, DIscord или Вебинар.ру. А развитие основы для дистанционного обучения — это в перспективе способ повысить конкурентоспособность вуза в мире, где стирается грань между классическим образованием и электронным обучением.
12 декабря 2023
KT.Team создала полностью автоматизированную систему маркировки товаров для FM Logistic на базе Облака КРОК
KT.Team разработала для международной логистической корпорации FM Logistic решение, помогающее максимально упростить процесс взаимодействия производителей и продавцов с Государственной информационной системой мониторинга оборота товаров (ГИС МТ). Решение называется “Paradigma” и развернуто на базе Облака КРОК, которое обеспечивает надежную платформу для его функционирования.
0 минут
446
8 декабря 2023
КРОК Облачные сервисы поможет компаниям защитить свою облачную инфраструктуру
КРОК Облачные сервисы совместно с «К2 Кибербезопасность» запустили Cloud Security Services (CSS) – комплекс мер и сервисов по обеспечению защиты ИТ-инфраструктуры клиента в облачных средах. Он позволяет выявлять, приоритизировать и митигировать риски и решать проблемы соответствия требованиям регуляторов по защите ИТ-инфраструктуры.
2 минуты
434
1 декабря 2023
КРОК Облачные сервисы первыми из облачных провайдеров получили сертификат PCI DSS 4.0

КРОК Облачные сервисы стал первым облачным провайдером в России, который получил сертификат соответствия новому стандарту безопасности данных платежных карт PCI DSS 4.0. Эта версия станет обязательной к исполнению с 2025 года вместо стандарта PCI DSS 3.2.1., действующего с 2018 г.  За прошедшее время, угрозы и методы защиты данных ушли далеко вперед. В стандарте PCI DSS 4.0 углублен и расширен базовый уровень операционных и технических требований для повышения безопасности платежей и прописаны инновационные методы для борьбы с новыми угрозами.

2 минуты
607
1 ноября 2023
Незаменимых нет. Сервис на базе Nextcloud вместо привычных корпоративных облаков

Привет, Хабр! Меня зовут Александр Фикс, я менеджер по развитию бизнеса КРОК Облачные сервисы. Сегодня поговорим о тренде локализации, о том, что происходит на рынке файлообменников с уходом западных решений и какие альтернативные продукты есть у бизнеса в данный момент.

1 минута
846
19 июня 2023
Семь трендов на рынке облачных услуг в 2023 году
До 2022 года на рынке облаков в России главенствовали мировые тренды, но сейчас наша страна пошла своим путем. О том, для чего сейчас компании используют облачные технологии и как меняется рынок, рассказал директор по развитию КРОК Облачные сервисы Сергей Зинкевич.
1 минута
2181
scrollup