Обучение на расстоянии. Как российские вузы справляются с переходом на дистанционную работу
Мнение экспертов

Обучение на расстоянии. Как российские вузы справляются с переходом на дистанционную работу

531
4 минуты

Максим Березин
Директор по развитию бизнеса

Пандемия коронавируса с последующим переводом на удаленку для многих стала настоящим испытанием. Одними из первых с этим вызовом столкнулись образовательные учреждения. О том, как преодолеть психологический барьер и эффективно перейти на дистанционный формат работы, рассказывает директор по развитию КРОК Облачные сервисы Максим Березин

Сегмент e-learning и Edtech в России развивается достаточно быстро, вырастая на 20–25% в год, но в общем мировом объеме это капля в море: вклад российской отрасли на глобальном рынке онлайн-образования составляет не более 1%. Низкая скорость развития дистанционных форм обучения и их непривычность для преподавателей — причины потери результативности образовательных процессов.

Нехватка ресурсов

По данным исследования НИУ ВШЭ в 2019 году, педагогический состав в целом невысоко оценивал степень своей подготовки к удаленной работе — примерно на 3,2 балла из 5. А каждый четвертый из преподавателей вуза за последние три года ни разу не использовал сервисы видео-конференц-связи для участия в образовательных вебинарах или совместных дискуссиях со студентами. Резкий переход к самоизоляции, конечно же, заставил сотрудников вуза «подтянуть» собственные технические навыки работы с различными ИТ-инструментами, но «аукнулся» переносом экзаменационных кампаний.

Психологическая неготовность классических вузов к тотальной удаленке — меньшая из бед. Более серьезную проблему представляет неготовность ИТ-инфраструктуры российских образовательных учреждений. При переходе на удаленный режим работы в разы возрастает нагрузка на оборудование, а запуск нового онлайн-курса легко может стать последней каплей, которая приведет к полному коллапсу.

Примечательно, что даже институты с крепким ИТ-фундаментом почувствовали нехватку ресурсов. Например, Московский институт электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ, несмотря на наличие корпоративного облака, которое используется для научных исследований, столкнулся с перебоями в работе информационных систем. Вуз организовал перевод на удаленную работу всех своих подразделений и параллельно создал «виртуального двойника» для каждой учебной аудитории, чтобы студенты получили возможность «посещать» такую аудиторию, пользоваться системами видео-конференц-связи для взаимодействия с преподавателем и общения друг с другом. Специфика образовательного процесса в МИЭМ НИУ ВШЭ такова, что студенты не просто слушают лекции и принимают участие в семинарах, большую роль играют практические исследования и разработки. Учащиеся параллельно работают над решением задач, которые ставят индустриальные партнеры вуза, ведущие российские и мировые ИТ-компании. В этих задачах используются средства разработки и тестирования, которые необходимо вывести в облако и виртуализировать. Однако распространение удаленных занятий на все учебные потоки на фоне уже запущенных научно-исследовательских проектов привело к резкому снижению производительности частного облака МИЭМ. Его ресурсов перестало хватать для всех 2000 студентов, 30 лабораторий, 200 индустриальных проектов.

Чтобы сохранить качественный уровень образования и интенсивность учебного процесса, свести к минимуму технические сложности и задачи по адаптации студентов и преподавателей к новым условиям, вуз подключил публичное облако одного из российских провайдеров. На тот момент это было единственно возможным вариантом. Для сравнения: покупка нужного оборудования без учета внутренних согласований в вузах занимает минимум три-четыре недели. А доступ к облачным ресурсам сокращает срок до недели максимум.

Сейчас МИЭМ НИУ ВШЭ использует для дистанционной работы платформу Jitsi Meet, размещенную в облаке КРОК, — решение с открытым исходным кодом, поддерживающее шифрование и видеозвонки. Оно позволяет проводить занятия и совещания онлайн, передавать экран и отдельные программы, общаться в чате. Любой студент или преподаватель может зайти в виртуальную аудиторию или собрать участников новой видеоконференции. Все учебные занятия автоматически записываются, чат и информация о посещении занятий попадает в цифровой след студента и преподавателя.

Проектная работа студентов МИЭМ НИУ ВШЭ также автоматизирована: на сайте вуза расположен «Кабинет проектной работы». В нем отображается подробная информация и прогресс по каждому проекту. Данные по задачам и часам автоматически поступают из трекера Trello и репозитория Git. Руководители проекта и проектный офис вуза используют эту информацию для мониторинга работ. В этом же «Кабинете проектной работы» ведется прием студентов для участия в текущих проектах.

Зарубежный опыт

Картина с российским образованием в эпоху коронавируса мало чем отличается от ситуации на Западе или в Китае. Карантинный режим обострил потребность вузов в вычислительных ресурсах и подтолкнул к более активному использованию облаков. Первым в этом процессе стал Китай. Из-за пандемии нужно было срочно наладить удаленную работу для 180 млн учащихся по всей стране. Для этого государство подключило крупнейших облачных провайдеров (Baidu, Alibaba), телеком-операторов и разработчиков сервисов коллективной работы и видео-конференц-связи типа DingTalk. С помощью этого SaaS-приложения Чжэцзянский университет всего за две недели перестроил работу и начал проводить для своих студентов более 5000 курсов онлайн. По тому же пути пошли многие другие вузы и колледжи по всему миру. Например, Австралийский университет Мердока стал использовать облачную платформу для дистанционного обучения 23 000 студентов, а руководство Северо-Восточного университета в Бостоне запустило проект, цель которого — высокопроизводительные вычисления на основе облака для инженерных и научно-исследовательских задач.


***

Когда самоизоляция уйдет в прошлое, вузы вернутся к обычной жизни с офлайн-занятиями, живыми дискуссиями и общением без посредников в виде ИТ-сервисов. Но есть предположение, что вынесенные из сложившейся ситуации уроки не останутся забытыми. Вероятно, даже те образовательные учреждения, которые на развитие технологической базы обращали внимание по минимуму, отнесут ИТ к приоритетным направлениям развития. И дело здесь не только в возможности повторения пандемии. Весь мир последовательно движется к онлайн-обучению. В России его тормозило множество факторов — от нехватки финансирования новых ИТ-систем до простого нежелания вузов развивать дистанционные направления. 

Резкая встряска в марте-апреле 2020 года показала, что переход в онлайн не так страшен. Его можно достаточно быстро осуществить с помощью облачных технологий и ряда прикладных сервисов — как самостоятельно разработанных, как в МИЭМ НИУ ВШЭ, так и популярных типа Zoom, DIscord или Вебинар.ру. А развитие основы для дистанционного обучения — это в перспективе способ повысить конкурентоспособность вуза в мире, где стирается грань между классическим образованием и электронным обучением.
6 сентября 2022
«Азбука вкуса» переводит свою ИТ-инфраструктуру в Облако КРОК
Российская частная розничная компания «Азбука вкуса» перенесет свою ИТ-инфраструктуру в Облако КРОК. Соглашение о сотрудничестве и старте работ было подписано в августе. Цифровая экосистема компании включает в себя не только внутренние сервисы для организации бизнес-процессов, управления цепочками поставок, логистикой и т.д., но и системы электронной коммерции и мобильное приложение для покупателей, на которые делает ставки «Азбука вкуса» в области развития бизнеса. И теперь за стабильность работы этих систем будет отвечать команда КРОК Облачные сервисы.
3 минуты
108
16 августа 2022
Страховая компания «Пульс» цифровизует бизнес с помощью КРОК Облачные сервисы

СК «Пульс» – заметный игрок на рынке цифрового страхования – вместе с КРОК Облачные сервисы в рекордные сроки (всего за четыре месяца вместо типовых 6-12 месяцев) создала инфраструктуру на базе Облака КРОК для разработки и запуска в продуктив клиентских сервисов. Проект позволяет компании ускорить цифровизацию страхования, при которой все сервисы реализуются онлайн.

3 минуты
104
22 июля 2022
Новый сервис кеширования и другие обновления Облака КРОК
В Облаке КРОК появился новый PaaS-сервис – сервис кеширования данных. Кроме того, мы расширили возможности управления и настройки сервиса Базы данных. А для упрощения анализа затрат в отчеты биллинга теперь включается информация о назначенных ресурсам тегах.
2 минуты
182
21 апреля 2022
Ускоряем вычисления в Облаке КРОК с помощью графических процессоров NVIDIA
Портфолио КРОК Облачные сервисы пополнилось графическими процессорами NVIDIA. Их применение позволяет многократно ускорить решение задач, требующих большого объема вычислений. Услуга GPU as a Service предоставляется на базе экземпляров виртуальных машин с графическими процессорами NVIDIA и предусматривает помесячную оплату за используемые вычислительные мощности. Пользователи получают всю необходимую техническую поддержку в режиме 24/7.
2 минуты
360
30 марта 2022
RACI-матрица: определяем зоны ответственности для максимальной результативности ИТ-проекта
Человеческий фактор в ИТ-проектах – одна из распространенных причин таких неприятных явлений, как низкая скорость реакции на инциденты, простои в работе, локальные сбои. Четкое определение зон ответственности помогает быстро устранять ошибки и недочеты в работе ИТ-систем.
1 минута
732
scrollup