Зачем банкам облака, и как они влияют на лояльность клиентов
Мнение экспертов

Зачем банкам облака, и как они влияют на лояльность клиентов

3256
6 минут

Считается, что финансовые организации — это самые продвинутые пользователи ИТ. Согласно результатам опроса Harvard Business Review, около 36% банков по всему миру внедряют новые технологии раньше конкурентов, а 68% скорректировали стратегию развития с оглядкой на новые ИТ-разработки.

При этом, активными клиентами самого быстрорастущего сегмента ИТ-рынка - облачных сервисов - выступают лишь 20% опрошенных финансовых структур. Директор по развитию бизнеса "КРОК Облачные сервисы" Максим Березин призывает шире использовать облака в банковском бизнесе, приводя пять ключевых аргументов в пользу услуги.

Обеспечение омниканальности и реализация цифрового банкинга

Главная тенденция в банковской отрасли — перевод клиентов в онлайн. На первый план выходят такая задача, как создание омниканальной коммуникации, то есть среды, в которой можно оперативно переключаться с одного канала взаимодействия на другой, а также составлять историю клиентских запросов. Также растет запрос на новые сервисы дистанционного банковского обслуживания. Все это позволяет повысить уровень кросс-продаж и лояльность клиентов к новым банковским услугам. Но так как омниканальность и digital-сервисы строятся в основном на базе новых цифровых платформ, это требует не только наличия в штате квалифицированных разработчиков, но и производительной и адаптивной к нагрузкам вычислительной инфраструктуры.

Чтобы обеспечить готовность ИТ к выводу на рынок новых банковских товаров и услуг в ответ на потребности бизнеса и частных лиц, многие банки, в первую очередь новой волны, прибегают к облачным услугам. Используя публичные облачные ресурсы, они уменьшают time-to-market новых digital-сервисов и нивелируют финансовые риски запуска проекта, так как дополнительно не вкладываются в инфраструктуру. Плюс такой модели и в том, что, работая в облаке цифровые банки повышают рентабельность капитала и могут расширить портфель за счет виртуальных продуктов.

Обеспечение безопасности и непрерывности бизнеса

Крупные банки — это достаточно консервативные организации, в которых на принятие многих решений влияет руководство службы безопасности. Это становится причиной того, что ключевая часть инфраструктуры остается в управлении ИТ-подразделения. Между тем, уже сейчас многие клиенты отказываются от такой парадигмы. Она приводит к росту затрат на ИТ и появлению неповоротливого организма, не готового к быстрой реакции на запросы рынка.

Какие-то банки, например, используют гибридные, мультиоблачные инфраструктуры, чтобы обеспечить дополнительный уровень защиты данных. Другие отказываются полностью от резервных ЦОД на своих площадках и обращаются к провайдерам услуг коммерческих дата-центров. Есть и такие, которые используют ресурсы облачных провайдеров, чтобы вести ИТ-разработки или подключать к решению бизнес-задач подрядчиков в доверенной среде, а не в локальной инфраструктуре и тем самым свести на нет претензии службы безопасности.

Наконец, digital banking готов использовать облачные ресурсы для поддержки всего бизнеса, выбирая провайдеров, которые обеспечивают надежность и защищенность данных согласно всем требованиям финрегулятора. Такие провайдеры предлагают, например, катастрофоустойчивую площадку, распределенную на нескольких дата-центрах, используют сертифицированные средства защиты и дублированные каналы связи, сертифицируют облако на соответствие PCI DSS, отрабатывают все необходимые процедуры эксплуатации. В том числе проводят несколько раз в год тесты на проникновение, учатся отражать кибератаки и имитируют работу в условиях пиковых нагрузок, проверяя онлайн-платформу на отказоустойчивость.

Хранение больших объемов данных

Биометрия — наиболее перспективная технология защиты информации, используемая банками. Она включает в себя анализ отпечатков пальцев, рисунка кровеносных сосудов ладони и изображения сетчатки глаза, а также скорости и манеры печати на клавиатуре, особенностей голоса, мимики, движения мышкой и т.д. Согласно исследованию ИТ-сети Spiceworks, к 2020 году 86% компаний Европы и Северной Америки будут использовать биометрическую аутентификацию.

Российские банки тоже начали переходить к технологиям биометрии. В 2018 году ряд банков собрал биометрические данные своих клиентов с помощью системы «Ключ Ростелеком» — цифровой платформы для удаленной идентификации человека.

Параллельно с этим растет популярность технологии распознавания документов. Благодаря ей распознаются данные паспорта РФ и других документов, загружаемых при оформлении заявок на ипотечные продукты.

Объем анализируемых данных в банках колоссальный, и в дальнейшем он будет только расти. Это в свою очередь скажется на нагрузке на ИТ-системы. Чтобы снизить давление на ИТ-инфраструктуру банка без ущерба для скорости предоставления клиенту информационных продуктов и доступности услуг, банки выбирают частные облака (в собственных дата-центрах или во внешних ЦОДах) и публичные платформы. Например, частные облака хорошо подходят для безопасной работы аналитических систем, использующих персональные данные в ходе разработки персонализированных банковских предложений.

Оптимизация процессов

По данным компании «КРОК Облачные сервисы», около 15% всей инфраструктуры занимают legacy — технически унаследованные системы, мигрировать которые без доработок крайне тяжело. Порядка 60% составляют системы со статичной нагрузкой. Их целесообразней оставить в частном облаке, либо перенести на арендованное выделенное оборудование. Облако же лучше подходит для приложений с непредсказуемой и сложно прогнозируемой нагрузкой. На них приходится от 25 до 40% инфраструктуры, и их перенос в облако позволяет решить ряд важных задач.

В частности, можно ускорить новые разработки, а также решать проблемы снижения производительности, управлять нагрузками и обеспечивать доступность бизнес-сервисов. Сейчас, когда число цифровых взаимодействий между банками и их клиентами возросло в десятки раз, увеличились нагрузки на ИТ. Клиенты не готовы ждать и хотят получать доступ к сервисам банка здесь и сейчас. Поэтому вопрос непрерывной доступности сервисов вышел на первый план и напрямую связан с лояльностью. И работа цифрового фронт-энда из облака может повлиять на снижение оттока клиентов.

Экономия на ИТ-инфраструктуре

Говоря про экономию с помощью облаков, под этим чаще всего понимают минимизацию капитальных затрат. Переходя от владения собственной инфраструктурой банки получают большую гибкость и не зависят от тяжелых ИТ, которые нужно поддерживать, обновлять, амортизировать. Продвинутые игроки, эксплуатирующие инфраструктуру на облачной платформе, наступают на пятки банкам, использующим классические виды инфраструктуры, так как быстрее реализуют бизнес-процессы и быструю аналитику.

Для локальных задач, например, тестирования scrum-команд, облачные услуги также могут использовать в целях экономии. Облака сводят на нет покупку и эксплуатацию оборудования и ПО, а также оптимизируют затраты на сопровождение, поскольку платить нужно только за фактически использованные ресурсы.

Таким образом, мы видим, что банки в отношении облаков все еще осторожничают, отводя им роль площадок для тестирования пилотных проектов и резервирования данных. В то время как потенциал облачных сервисов в финансовом сегменте велик. И тот, кто уже инвестирует в облака, однозначно выиграет гонку за клиента. Именно облачные услуги в конечном счете помогут достичь максимально быстрой реализации новейших банковских технологий у клиентов и помочь в развитии экосистем за пределами классического банкинга.


По материалам публикации ComNews.

20 декабря 2023
Ритейл использует облака для ускорения своего роста

Согласно исследованию КРОК[1] 92% крупных и средних ритейлеров в России используют облачные сервисы, остальные – собственные ЦОД и сервера. 63% определились с выбором провайдеров и не планируют его менять в ближайшем будущем. При этом с 2022 года розничные сети перешли на российские облака, и сейчас большинство пользуются услугами сразу нескольких, чтобы не попасть в зависимость от одного поставщика.

2 минуты
1014
1 ноября 2023
Незаменимых нет. Сервис на базе Nextcloud вместо привычных корпоративных облаков

Привет, Хабр! Меня зовут Александр Фикс, я менеджер по развитию бизнеса КРОК Облачные сервисы. Сегодня поговорим о тренде локализации, о том, что происходит на рынке файлообменников с уходом западных решений и какие альтернативные продукты есть у бизнеса в данный момент.

1 минута
1088
19 июня 2023
Облачные стражи: сервисы на защите ваших веб-ресурсов

Если в инфополе стали меньше говорить о кибератаках на бизнес, это не значит, что их число действительно сократилось. К сожалению, оно продолжает расти.

Первыми под удар злоумышленников попадают веб-ресурсы – корпоративные порталы с ценными данными клиентов и сотрудников, сайты e-com. На онлайн-митапе рассказали, как их защитить с помощью облачных сервисов WAF и Anti-DDoS/Antibot, и обсудили практический кейс компании «РДЛ-Телеком».

5 минут
1446
19 июня 2023
Семь трендов на рынке облачных услуг в 2023 году
До 2022 года на рынке облаков в России главенствовали мировые тренды, но сейчас наша страна пошла своим путем. О том, для чего сейчас компании используют облачные технологии и как меняется рынок, рассказал директор по развитию КРОК Облачные сервисы Сергей Зинкевич.
1 минута
2460
16 июня 2023
Рулевой в океане контейнеров
Выпуск#3 видеоподкаста «Откровенно об ИТ-инфраструктуре» посвящен Kubernetes и профессиональным платформам оркестрации контейнеров. Обсудили, как сегодня складывается ситуация на российском рынке контейнерных платформ, что востребовано и почему, особенности и перспективы работы с Kubernetes.

В гостях Александр Баталов, Генеральный директор Флант
1 минута
1637
27 апреля 2023
Выручка КРОК Облачные сервисы выросла на 20% в 2022 году
Выручка КРОК Облачные сервисы за 2022 год выросла на 20% и превысила 5 млрд рублей, а количество клиентов – на 23% до 821. На новых заказчиков приходится около 60% роста выручки. Средний месячный чек на услуги вырос на 10% и составил более 500 тыс. рублей, т.к. фокусом подразделения остается крупный бизнес различных отраслевых сегментов. Оценка работы облачной платформы, менеджерской и технической поддержки составила 9,3 балла из 10, что подтверждает высокий уровень удовлетворенности клиентов.
4 минуты
1444
scrollup